понедельник, 9 ноября 2015 г.

Кино не для всех

«Енотики! Енотики! Позовите енотиков!» - вполне обычное начало фильма Алексея Федорченко «Ангелы революции». Показ с представлением съёмочной группы состоялся в кинотеатре «Салют» 3 ноября. 

- Ну и для кого вы это сняли? Вы думаете, что современная молодёжь способна понять ваше творчество? - первый, явно с вызовом, вопрос вышедшему после просмотра картины к зрителям режиссёру.

- Я думаю, я уверен, что у нас есть умные и думающие люди, в том числе среди молодёжи, - с достоинством парировал Алексей Федорченко.

И они, действительно, имеются. Они не спешили расходиться, несмотря на поздний час, они стояли небольшими группками в фойе и делились впечатлениями, догадками. А загадок фильм задал немало. Фильм-сказка, фильм-фантасмагория, нагромождение, казалось бы, совершенно абсурдных картинок, которые на поверку оказываются правдой на 95 процентов! Поэтому «Ангелы революции» - это ещё и документальное кино.

Сейчас многие писатели и «киношники» хвастаются, насколько быстро они умеют работать, за пару месяцев пишется книга, за полгода снимается картина, на которую потом с большой помпой зазывают зрителя. Чаще всего – это зрелище на один раз. 

Над «Ангелами» Федорченко работал долго. Обладая удивительной памятью и способностью впитывать в себя огромный объём информации, Федорченко только для создания 5 образов главных героев фильма­ – художников-реформаторов, изучил биографии более 400 авангардистов: архитекторов, живописцев, музыкантов, деятелей театра, и придал своим персонажам самые яркие черты выдающихся личностей искусства того времени. 

Фильм построен по классической драматургической схеме (вспомните «Семь самураев» Акиры Куросавы). Первая половина картины – режиссёру важно показать предысторию каждого из членов команды, их «скелеты в шкафу», а все они шли к искусству через кровь. Вторая половина фильма – собственно событие. 

Сюжет. В основу картины положена реальная история колонизации северных народов (хантов и манси) Советской властью. 1934 год. По всей стране строятся культбазы для малых, пребывающих в нецивилизованном существовании народов. Но выстроенные школы, больницы, роддома оказываются невостребованными, не хотят коренные народы Севера быть похожими на советских граждан. Выполнение особо трудного задания поручают легендарной Полине Шнейдер, за особые заслуги – «Революции», которая идёт по своим старым знакомым и вот уже художник, скульптор, театральный режиссёр, архитектор-конструктивист и кинорежиссёр-примитивист несут благую весть советской культуры непокорным народам. Но шаманы не спешат менять свои языческие верования на веру в светлое будущее. А когда Полина решает помериться силами с самой Казымской богиней, видят только один выход – жертвоприношение.

Идея нашла Федорченко сама. Ровно десять лет назад он приехал в Ханты-Мансийск на свой первый большой фестиваль с «Первыми на Луне». Около гостиницы стоял чум, где хантыйская семья развлекала гостей фестиваля – катала на оленях, кормила строганиной, оленьим бульоном. Режиссёр разговорился с хантами – они рассказали удивительную историю о восстании шаманов против советской власти в 30-е годы прошлого века. Семья была из рода Молдановых, этот род принимал активное участие в восстании – многие были арестованы и репрессированы.
Ранее не слышавший об этих событиях, о них было очень мало написано, Алексей Станиславович тут же пошел в Институт угроведения и стал собирать материал – всё, что было: статьи, диссертации. Это легло в основу сценария.

Что же отличает этот фильм о революции и северных народах от многих других? Отсутствие штампов. Здесь вы практически не встретите красного цвета, штыков, чумов, чёрно-белой плёнки, хрипоты звука. Это сознательное решение. Зато тут есть: машущие крыльями из кренделей собаки (хотя, зачем им крылья, у них же есть дирижабль?!), картофельное сердце, фото с ангелами, спустившимися с неба, чтобы сделать портрет с большевиками и танцующие расчёски. Ещё вас спросят, что больше по душе: разлагающийся мертвец, несущий страшную заразу, или несколько фунтов безукоризненно чистого пепла? 

Хватит безудержной фантазии режиссёра?! Хорошо, сюрреалистические кадры из фильма, которые на самом деле – факты и ничего кроме фактов!

· В одной из главных ролей снялся Олег Ягодин – фронтмен группы «Курара», а по совместительству – заслуженный артист РФ, лидер труппы «Коляда-театра». 

· Крым, Москва, Мексика снимались в Екатеринбурге и его окрестностях. Здесь можно увидеть дом кузнеца Кириллова в Кунаре, карьер Старая линза, парк "Оленьи ручьи", Дидинский тоннель, Харитоновский парк, Волчихинское водохранилище...

· 1933-1934 гг. - На переговоры в стойбище шести чумов (в 80 км к юго-востоку от оз. Нум-то) прибыла группа советских работников во главе с председателем Берёзовского райисполкома. Восставшими остяками схвачены и избиты советские работники (Астраханцев, Посохов, Смирнов, Нестеров и Шнейдер). В этот же вечер по приказу шамана М. Молданова все они были убиты – задушены верёвками.

· В 1918 году в Свияжске был установлен памятник первому богоборцу. Он прибыл в вагоне "Военно-передвижного фронтового литературного поезда имени Ленина". Кроме известного публициста Троцкого, на нём приехали несколько пролетарских писателей и первый в мире памятник Иуде Искариоту. 

· Под первый советский крематорий было решено использовать одну из церквей. Выбор в итоге пал на недостроенную кладбищенскую церковь на Новом Донском кладбище в Москве. Проект перестройки храма был разработан архитектором–конструктивистом Д. П. Осиповым. Речь архитектора из фильма полностью построена на цитатах из газет 1927-1929 годов. В 1932 г. было создано Всероссийское кремационное общество. Членские билеты за первыми нумерами были, согласно тогдашней традиции, переданы Сталину, Молотову и Калинину. Считалось, что коммунисты, как люди передовых взглядов, должны показывать пример и в этом деле.

· В 1924 году был выдан диплом московскому архитектору за фантастический проект строительства вокруг Земли кольца, которое вращается под собственной тяжестью. На этот пояс предполагалось вынести все города мира, а Землю оставить для природы: лесов, полей и оленей.

· Одним из прототипов Скульптора был Степан Эрьзя, автор памятника «Освобождённому труду» (а в народе – «Ванька голый»), который целых пять лет (1920-1925 гг.) красовался на постаменте Площади 1905 года.

· Самое известное произведение композитора Арсения Авраамова – «Симфония гудков», в которой предусмотрено применение пушечных и пистолетных выстрелов, заводских гудков, свиста пара, шума самолётов и других «машинных» звуков. Симфония была впервые исполнена в 1923 году в Баку, а затем – в Москве. 

· Сцена решающего сражения шаманов и карательного отряда показана в фильме через поединок игрушек традиционного мансийского кукольного театра. 

· Уже по пути в Казым А. Федорченко пришла мысль разыскать "первую девочку советской Югры». И ему это удалось! Екатерина Обатина, которая родилась в 1934 году и жила в Казыме, где и происходит основное действие картины, всю жизнь работала учителем русского языка, долгое время была участницей хора. Старушка уже тяжело болела, разговор не складывался, режиссёр ей предложил: «Давайте камеру поставлю и вы споёте, что хотите». Думал, что она споёт песню хантов, а она спела «Песню о тревожной молодости» А.Пахмутовой. Сняли с одного дубля. Спустя три недели бабушки не стало.

· Кино создано при поддержке Министерства культуры РФ, заявка рассмотрена и одобрена лично К.Мединским.

· В фильме есть аллюзия к сцене казни пеонов из фильма С.Эйзенштейна «Мексиканская фантазия», где показана реальная гибель под копытами лошадей приговорённых к смерти преступников. «Им всё равно умирать, так пусть послужат искусству».

· В фильме есть сцена, когда пожирающий на берегу краба большевик палит по стоящим по пояс в реке потенциальным красноармейцам. Именно таким образом челябинский революционер Самуил Моисеевич Цвиллинг агитировал за советскую власть. Очень действенно.

Кто дочитал до конца, тот молодец. 


Резюме: «Ангелы революции» - кино для тех, кто понимает. И, да, 16+.

Комментариев нет:

Отправить комментарий